КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ И НЕСПОРТСМЕНОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ

Алиса Витальевна Литвин (A. V. Litvin), Евгения Александровна Широкова (E. A. Shirokova)

Аннотация


Память, как ключевая когнитивная функция, обеспечивает возможность накопления опыта, формирования стратегий поведения и адаптации к изменениям окружающей среды. Особый интерес представляет собой сопоставление когнитивных характеристик спортсменов и лиц, не занимающихся спортом профессионально, поскольку физическая активность является инструментом, который оказывает мощное воздействие на все когнитивные функции человека. Целью настоящего исследования является систематизация и анализ данных о когнитивных различиях, касающихся процессов памяти между спортсменами и неспортсменами. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 группы респондентов, обучающихся на очном отделении КГУ им. К.Э. Циолковского на 2-3 курсах: группа студентов, регулярно занимающихся фитнес-аэробикой (не менее 3 раз в неделю) (n=10); группа студентов, занимающихся физической культурой 1 раз в неделю в рамках практических занятий (n=10). Для исследования кратковременной памяти применялись методики «запоминание цифр» и «смысловая память». Результаты исследования и их обсуждение: у студентов, регулярно занимающихся в спортивной секции, практически по всем исследуемым показателям результаты выше, а статистически достоверными являются различия в показателях запоминания цифр и количестве пропущенных слов в 2 сериях методики «Смысловая память». Выводы. Физическая активность и специфика спортивной деятельности способствуют улучшению рабочих, эпизодических и пространственных аспектов памяти. Эти различия опосредованы как нейрофизиологическими механизмами, так и психологическими особенностями личности спортсмена. Вместе с тем, необходимо отметить, что остаются открытыми вопросы о том, являются ли существующие когнитивные различия следствием занятий спортом или же предшествующей индивидуальной предрасположенностью к высокой когнитивной эффективности.

Ключевые слова: физическая активность, спорт, когнитивные процессы, кратковременная память.


Полный текст:

PDF

Литература


Anikeev I. A., Bodrov A. A. (2011). Kognitivnye funkcii u shkol'nikov s razlichnym urovnem dvigatel'noj aktivnosti [Cognitive functions in schoolchildren with different levels of physical activity]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya [Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology], 1, 45–52. (In Russian).

Druzhinin V. N. (2000). Psihologiya obshchih sposobnostej [Psychology of General Abilities]. SPb.: Piter. – 320 c. (In Russian).

Interaktivnyj portal-kniga metodik samorazvitiya i dostizheniya uspekha METODORF.RU [Interactive portal-book of methods of self-development and achievement of success METODORF.RU] – [elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://metodorf.ru/tests/pamyat/smislovaya_pamyat_pari_slov.php (In Russian). (accessed: 02.03.2025).

Kulikova I. N. (2015). Psihofiziologicheskie mekhanizmy ustojchivosti vnimaniya u sportsmenov [Psychophysiological mechanisms of attention stability in athletes]. Voprosy psihologii [Psychology issues], 2, 82–90. (In Russian).

Malceva A. V. (2021). Kratkovremennaya pamyat' u uchashchihsya sportivnyh shkol: sravnitel'noe issledovanie [Short-term memory in students of sports schools: a comparative study]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 3, 58–64. (In Russian).

Rubinshtejn S. L. (2018). Vliyanie fizicheskoj aktivnosti na kognitivnoe razvitie detej mladshego shkol'nogo vozrasta [The Impact of Physical Activity on Cognitive Development in Primary School Children]. Voprosy psihologii [Psychology issues], 6, 71–80. (In Russian).

Atkinson R. C., Shiffrin R. M. (1968). Human memory: A proposed system and its control processes. Psychology of Learning and Motivation, 2, 89–195.

Baddeley A. D. (2000). The episodic buffer: a new component of working memory? Trends in Cognitive Sciences, 4(11), 417–423. DOI: 10.1016/S1364-6613(00)01538-2

Bherer L., Erickson K. I., Liu-Ambrose T. (2013). A review of the effects of physical activity and exercise on cognitive and brain functions in older adults. Journal of Aging Research. DOI: 10.1155/2013/657508

Colcombe S., Kramer A. F., Erickson K. I. et al. (2004). Cardiovascular fitness, cortical plasticity, and aging. Proceedings of the National Academy of Sciences, 101 (9), P. 3316–3321.

Erickson K. I., Voss M. W., Prakash R. S. et al. (2011). Exercise training increases size of hippocampus and improves memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 108(7), 3017–3022. DOI: 10.1073/pnas.1015950108

Hillman C. H., Erickson K. I., Kramer A. F. (2008). Be smart, exercise your heart: Exercise effects on brain and cognition. Nature Reviews Neuroscience, 9(1), 58–65. DOI: 10.1038/nrn2298

Jacobson J., Matthaeus L. (2014). Athletics and executive functioning: How athletic participation and sport type correlate with cognitive performance. Psychology of Sport and Exercise, 15 (5), 521–527. DOI: 10.1016/j.psychsport.2014.05.005

Pesce C., Crova C., Cereatti L. et al. (2009). Physical activity and mental performance in preadolescents: Effects of acute exercise on free-recall memory. Mental Health and Physical activity, 2(1). P. 16–22. DOI: 10.1016/j.mhpa.2009.02.001

Vestberg T., Gustafson R., Maurex L. et al. (2012). Executive functions predict the success of top-soccer players. PloS One, 7 (4). DOI: 10.1371/journal.pone.0034731

Voss M. W., Vivar C., Kramer A. F. et al. (2013). Bridging animal and human models of exercise-induced brain plasticity. Trends in Cognitive Sciences, 17 (10), P. 525–544. DOI: 10.1016/j.tics.2013.08.001


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.