ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ОШИБОК И СТИЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
Аннотация
В данной статье рассматривается взаимосвязь когнитивных ошибок и стилей саморегуляции у спортсменов школы олимпийского резерва (СШОР). Авторы подчеркивают, что в современном спорте, где физическая подготовка атлетов часто находится на сопоставимом уровне, психологическая устойчивость и когнитивные способности играют решающую роль в достижении высоких результатов. Целью исследования являлось выявление особенностей когнитивных искажений и саморегуляции, присущих спортсменам СШОР. Исследование проводилось на базе спортивной школы «Вымпел» г. Калуги, в нем приняли участие 38 спортсменов в возрасте от 8 до 18 лет, представляющих различные виды спорта. Для оценки когнитивных ошибок использовались опросники Д. Бродбента (в адаптации А.Ю. Гиринской) и разработанный А.Ю. Гиринской опросник для изучения когнитивных ошибок в спорте. Стиль саморегуляции поведения оценивался с помощью опросника В.И. Моросановой «ССПМ 2020». Полученные данные подвергались статистическому анализу, включая корреляционный анализ Спирмена. Результаты показали, что большинство спортсменов демонстрируют достаточный уровень когнитивной подготовки, в частности, низкий уровень ошибок внимания, памяти и действий, а также высокий уровень саморегуляции, особенно в таких аспектах, как планирование целей, моделирование, программирование действий, гибкость, надежность и настойчивость. Однако выявлена группа спортсменов, испытывающих трудности с концентрацией, организацией действий и рефлексией. Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязи между определенными когнитивными ошибками и стилями саморегуляции. Например, ситуативность положительно коррелировала с ошибками внимания, памяти и действий, а осознанность – отрицательно. Программирование действий отрицательно коррелировало с ошибками памяти, а оценивание результатов – положительно с ошибками внимания. Обнаружена отрицательная корреляция между гибкостью и общим показателем когнитивных ошибок в спорте. Авторы подчеркивают, что понимание природы когнитивных ошибок и стилей саморегуляции позволяет разрабатывать эффективные стратегии психологической подготовки спортсменов, направленные на улучшение концентрации, принятие решений в стрессовых ситуациях и повышение общей результативности спортивной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы тренерами и спортивными психологами для индивидуализации тренировочного процесса и оказания адресной помощи спортсменам, нуждающимся в коррекции когнитивных и регуляторных процессов.
Ключевые слова: когнитивные ошибки, саморегуляция, спортсмены, спортивная деятельность, соревнования, тренировочный процесс, психические процессы.
Полный текст:
PDFЛитература
Belyaeva, E. R., Kunafina, G. A. (2016). Rol' kognitivnykh iskazheniy v priobshchenii individa k sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The role of cognitive distortions in introducing an individual to socio-cultural activities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=24502 (in Russian). (accessed: 5.02.2025).
Girinskaya, A. Yu. (2017). Kognitivnye oshibki s pozitsii trenera i sportsmena [Cognitive errors from the position of coach and athlete]. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya [Law. Economics. Psychology], 3(8), 72–78. (in Russian).
Girinskaya, N. V., Kukhtova, E. V., Sivitsky, V. G. (2018). Kognitivnaya sfera sportsmena (teoriya i praktika): metodicheskie rekomendatsii [The cognitive sphere of an athlete (theory and practice): Methodological guidelines]. Vitebsk State University. (in Russian).
Dubinkina, Yu. A. (2020). Analiz chastoty kognitivnykh oshibok v sporte u sportsmenov slozhnokoordinatsionnykh vidov sporta [Analysis of the frequency of cognitive errors in sports among athletes in complex coordination sports]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik [International Student Scientific Bulletin], 2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id =20036 (in Russian). (accessed: 5.02.2025).
Kahneman, D. (2016). Dumay medlenno... Reshay bystro [Thinking, fast and slow]. AST.(in Russian).
Lobanov, A. P. (2010). Intellekt i mental'nye reprezentatsii: obrazovatel'nyy podkhod [Intelligence and mental representations: an educational approach]. (in Russian).
Morosanova, V. I. (2010). Individual'nye osobennosti osoznannoy samoregulyatsii proizvol'noy aktivnosti cheloveka [Individual features of conscious self-regulation of voluntary human activity]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology], 1. https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-osobennosti-osoznannoy-samoregulyatsii-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka (in Russian). (accessed: 08.02.2025).
Morosanova, V. I., Kondratyuk, N. G. (2020). Oprosnik "Stil' samoregulyatsii povedeniya – SSPM 2020 [Questionnaire of V.I. Morosanova "Style of self-regulation of behavior - SSPM 2020"]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 4, 155–167. (in Russian).
Nekhaeva, V. G. (2021). Mekhanizm vozniknoveniya i ustraneniya kognitivnykh oshibok u strelkov-sportsmenov v protsesse formirovaniya dvigatel'nykh navykov [The mechanism of occurrence and elimination of cognitive errors in shooting athletes during the formation of motor skills]. Uchenye zapiski Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury [Scientific Notes of the Belarusian State University of Physical Culture], 24, 52–57. (in Russian). (accessed: 08.02.2025).
Savinkina, A. O., Sopov, V. F. (2016). Vliyanie metodiki trenirovki vnimaniya na sorevnovatel'nye rezul'taty yunykh sportsmenov [The influence of attention training methods on competitive results of young athletes]. Sportivnyy psikholog [Sports Psychologist], 3, 34–38. https://www.elibrary.ru/yneqvb (in Russian). (accessed: 8.02.2025).
Serova, L. K. (2021). Psikhologiya lichnosti sportsmena [Psychology of an athlete’s personality] (2nd ed.). Yurayt. https://urait.ru/bcode/472470(accessed: 10.02.2025). (in Russian).
Fil, T. A., Mozolevskaya, N. V., Sapina, E. A. (2024). Teoreticheskiy obzor metodov issledovaniya kognitivnykh funktsiy i psikhoemotsional'nykh sostoyaniy sportsmenov [Theoretical review of methods for studying cognitive functions and psycho-emotional states of athletes]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences], 3, 295–309. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2024-8-3-295-309 (in Russian). (accessed: 12.02.2025).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.