ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ТРЕНЕРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Аннотация
В статье приводятся результаты специально проведенного эмпирического исследования, которое направлено на определения места волевых качеств в структуре способностей к педагогической деятельности спортивных тренеров. Здесь показаны результаты выраженности и вариативности двух групп показателей: волевых качеств личности тренеров и их педагогических способностей. Приводятся также результаты корреляционного анализа для определения: внутренних взаимосвязей — компонентов волевых качеств и компонентов способностей, а также внешних взаимосвязей между этими двумя группами показателей. Кроме того, отражены результаты расчета корреляционных отношений, с вычислением коэффициентов регрессии, объясняющих причины полученных взаимосвязей между качествами воли и показателями способностей, также между педагогическими умениями как компонентами способностей и показателями интегративных способностей. Получены две группы волевых качеств: тех, которые являются факторами педагогических способностей тренеров и тех, для включения которых в число этих способностей есть основания.
Ключевые слова: способности, педагогические способности, волевые качества, самостоятельность и инициативность, целеустремленность, интегративный подход, психологические факторы.
Полный текст:
PDFЛитература
Ilyin E. P. (1987). Problema sposobnostej: dva podhoda k ee resheniju [The problem of abilities: two approaches to its solution]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 8, 2, 37–47. (In Russian).
Kudrjashova L. D. (1986). Kakim byt' rukovoditelju [How to be a leader]. Leningrad: Lenizdat. (In Russia)
Kuz'mina N. V. (1985). Sposobnosti, odarjonnost', talant uchitelja [Skills, giftedness, tal-ent of a teacher]. Leningrad: Znanie. (In Russian).
Nikolaev A. N. (1997). Priznak integral'nogo projavlenija pedagogicheskih sposobnostej [The sign of integral manifestation of pedagogical abilities]. Tezisy nauchno-prakticheskoj konferencii 28–30 oktjabrja 1997. «Anan'evskie chtenija–97» [Theses of the scientific and practi-cal conference 28-30 October 1997. «Ananiev Readings-97».]. SPb.: SPb GU, 95–97. (In Russian).
Nikolaev A. N. (2005). Psihologija trenera v detsko-junosheskom sporte: Monografija [Psychology of a coach in children's and youth sport: Monograph] SPb.: SPb GAPPO. (In Russian).
Nikolaev A. N. (2003). Metodiki izuchenija lichnosti i dejatel'nosti trenera: uchebno–metodicheskoe posobie [Methods of studying the personality and activity of a coach: educational and methodical manual]. SPb.: SPb GAFK, 55–57. (In Russian).
Platonov K. K. (1972). Problemy sposobnostej [Problems of abilities.]. Moscow: «Nauka». (In Russian).
Platonov K. K. (1986). Struktura i razvitie lichnosti [Structure and development of person-ality]. Moscaw: Nauka. (In Russian).
Rubinshtejn S. L. (2001). Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. SPb.: Piter. (In Russian).
Stambulova N. B. (1989). Samoocenka volevyh kachestv studentov-sportsmenov» [Self-assessment of volitional qualities of student-athletes’]. Prakticheskie zanjatija po psihologii [Practical classes in psychology], Moscow: FiS, 99–106. (In Russian).
Teplov B. M. (1985). Izbrannye trudy [Selected Works] , In 2 is., V.1. Moscow : Pedagogika. (In Russian).
Shadrikov V. D. (1994). Dejatel'nost' i sposobnosti [Activity and Abilities]. Moscow: «Logos». (In Russian).
Shadrikov V. D. (1996). Psihologija dejatel'nosti i sposobnostej cheloveka [Psychology of human activity and abilities]. Moscow: Logos. (In Russian).
Shadrikov V. D. (1997). Sposobnosti cheloveka (serija «Psihologi Otechestva») [Human Abilities (series ‘Psychologists of the Fatherland’)]. Moscow : Voronezh. (In Russian).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.