ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ КОННЫМ СПОРТОМ
Аннотация
Занятия конным спорт могут быть успешными только при эффективном взаимодействии и сотрудничестве человека и лошади, поэтому личностные характеристики спортсменов –конников и их мотивация могут иметь свои специфические особенности. Цель исследования заключалась в изучении мотивов к занятиям конным спортом. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 10 спортсменов-конников, средний возраст 24 года, имеющие стаж занятий от 5 до 24 лет. При исследовании мотивов использовалась шкала Лайкерата. В ходе исследования проведено сравнение значимости 6 группы мотивов, связанных со спортивным совершенствованием и построением карьеры, здоровьем и рекреацией, физическим и личностным развитием, социальным взаимодействием, направленностью на взаимодействие «всадник-лошадь», переживание удовольствия, связанного с эмоциональностью и зрелищностью конного спорта. Результаты исследования выявили, что наиболее значимыми мотивами у спортсменов-конников являются специфические мотивы. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение мотивов занятий конным спортом в зависимости от возраста, уровня спортивного мастерства и квалификации спортсменов, а также разработка педагогических стратегий по их формированию.
Полный текст:
PDFЛитература
Alexandrov S. G., Belinsky D. V. (2015). Konnyj sport v Rossii: istoriya i sovremennost' [Equestrian sports in Russia: history and modernity].Innovacionnye tekhnologii – innovacionnoj ehkonomike : materialy IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Krasnodar [ Innovative technologies – innovative economics : materials of the IV international scientific and practical conference]. Kras-nodar, 170-173. (In Russian).
Belinsky D. V., Benia D. V. (2018). Teoriya i metodika izbrannogo vida sporta: konnyj sport. [Theory and methodology of the chosen sport: equestrian sport]. Krasnodar : KGUFKST. (In Russian).
Vatrushkina A.A., Gazizov K.K., Lopukhova O.G. (2020). Otnoshenie k loshadi u sports-menov podrostkovogo vozrasta v klassicheskikh vidakh konnogo sporta. [Attitude to horses among adolescent athletes in classical equestrian sports] //V sbornike: Dominanty psikhologo-pedagogicheskoj mysli v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [In the collection: The dominants of psychological and pedagogical thought in the field of physical culture and sports. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Kazan, 13-19. (In Russian).
Goloveshkin I. D., Krumpel I. V., Eremeeva Yu. V. (2018). Psikhologicheskie faktory uspeshnosti sportivnoj deyatel'nosti v konnom sporte [Psychological factors of success of sports activity in equestrian sports]. Psikhologiya XXI veka: psikhologiya kak nauka, iskusstvo i prizvanie [Psychology of the XXI century: psychology as science, art and vocation], St. Petersburg : VVM Publishing House LLC, 2, 137-143. (In Russian).
Grigorovich S. I., Ptushkin A. S. (2020). Rekomendacii po razvitiyu motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj [Recommendations for the development of motivation for physical education] Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Scientific Research Journal], 11, 48-60. (In Russian).
Yeremeeva Yu. V. (2017). Psikhologicheskie osobennosti sportsmenov razlichnykh disciplin v konnom sporte [Psychological features of athletes of various disciplines in equestrian sports] Psikhologiya XXI veka Teoriya i praktika sovremennoj psikhologii: materialy XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychology of the XXI century Theory and practice of modern psychology : materials of the XII international scientific and practical conference]. Petersburg : A. S. Pushkin Leningrad State University, 60-65. (In Russian).
Kwon G. M., Vaks V. B. (2018). Ispol'zovanie shkaly Lajkerta pri issledovanii motivatsi-onnykh faktorov obuchayushhikhsya [The use of the Likert scale in the study of motivational fac-tors of students]. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodo-logical electronic journal "Concept"], 11,1039-1051. DOI 10.24411/2304-120X-2018-11086 URL: http://ekoncept.ru/2018/181086.htm. (data access :23.04.24). (In Russian).
Krylova A. S. (2016). Vozmozhnosti samorealizacii podrostkov, zanimayushchikhsya konnym sportom [The possibilities of self-realization of teenagers engaged in equestrian sports] Innovacionnye issledovaniya: problemy vnedreniya rezul'tatov i napravleniya razvitiya: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative research: problems of implementation of results and directions of development: collection of articles of the international scientific and practical conference]. Omsk : OMEGA SCIENCES Limited Liability Company, 1, 174-176. (In Russian).
Marishchuk L.V., Dvoryakov M.I., Romanovskaya V.O. (2020). Psikhologicheskie osoben-nosti lichnosti sportsmena-troeborca [Psychological characteristics of the personality of a triathlete]. Uchenye zapiski Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury. [Scientific notes of the Belarusian State University of Physical Culture], 23, 173-179. (In Russian).
Melentyev E. (2020). Konnyj sport: Novaya nadezhda Eleny Sidnevoj. Zolotoj Mustang [Equestrian sport: Elena Sidneva's new hope. Golden Mustang], 1(195), URL: http://www.goldmustang.ru/magazine/sport/10471.html (data access : 15.04.24). (In Russian).
Prikhodko N. K., Zakasovskaya I.N., Buryanova A. A., Klyuchnikova A.N. (2020). Metodi-ka raboty trenera po konnomu vidu sporta v gruppakh nachal'noj podgotovki [Methods of work of an equestrian coach in groups of initial training / Modern pedagogical education].Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 12, 34-37. (In Russian).
Pozharskaya E. L., Buxa O. A., Shukshina L. V. (2023). Osobennosti lichnosti sportsmenov v raznykh disciplinakh konnogo sporta [Personality traits of athletes in different disciplines of equestrian sports] Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 7, 50-52. (In Russian).
Spesivtseva O.I., Galkina O.D. (2018). Dinamicheskie urovni lichnostnoj samoehffektivnosti sportsmenov-konnikov [Dynamic levels of personal self-efficacy of equestrian athletes] Zdravookhranenie, obrazovanie i bezopasnost' [Healthcare, education and security], 3 (15), 69-80. (In Russian).
E. A.Chelnokova. N. F. Agaev. Z. I. Tumaseva (2018). Formation of students' motivation for physical culture and sports in higher education. Vestnik of Minin University, 6, 1-6. (In Russian).
Daniels M. J., Norman W. (2005). Motivations of equestrian tourists: an analysis of the colo-nial cup races. Journal of Sport Tourism, 10(3), 201-210. DOI: 10.1080/14775080500422494
Meyers M. C., Bourgeois A. E., Leunes A., Murray N. G. (1997). Mood and psychological skills of elite and subelite equestrian athletes. Journal of Sport Behaviour, 22 (3). P. 399-409.
Meyers M. C., Bourgeois A. E., Leunes A. (2005). Motivation and locus of control of elite and sub-elite equestrian athletes. Medicine and Science in Sports and Exercise, 37, 179-180. DOI: 10.1249/00005768-200505001-00934
Wolframm, I.A., Williams, J.M., & Marlin, D. (2015). The role of personality in equestrian sports: an investigation. Comparative Exercise Physiology, 11, 133-144. DOI:10.3920/CEP150002
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.