”ДЕВОЧКИ ЧАЩЕ УЧАТСЯ НА СПОРТИВНЫХ СБОРАХ ПО СРАВНЕНИЮ С МАЛЬЧИКАМИ”: РОЛЬ ТРЕНЕРА В ГЕНДЕРНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ДВУХ КАРЬЕРНЫХ ПУТЕЙ СПОРТСМЕНОВ

Milla Saarinen, Tatiana Vladimirovna Ryba, Kaisa Aunola, Sami Kalaja

Аннотация


В статье даются результаты исследования о  роли тренера в мотивации спортсменов на построение двух карьер, а также их  взглядов на двойную  карьеру девушек и юношей. Результаты показали, что учащиеся-спортсмены в старших классах спортивных школ часто воспринимали созданный тренером мотивационный климат как нацеленный на достижение спортивного результата. Опрошенные спортсмены объяснили, что такой подход не мотивировал их на учебный процесс, а скорее обесценивал  их образовательные цели. Выявлено, что тренеры, хотя и подчеркивали важность получения спортсменами среднего образования,  не могли обосновать, как данные идеи включены в тренерскую практику. Тренеры согласились с тем, что те спортсмены, которые переходят в элитный спорт, должны сосредоточиться на развитии своей спортивной карьеры, при этом  требования элитного спорта и высшего образования часто считались как несовместимые. Результаты показали, что стили коучинга играют важную роль в поддержке мотивации спортсменов к достижению целей двух карьер.

 

Ключевые слова: коучинг; мотивационный климат; двойная карьера; гендер; феминистский постструктурализм.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Butler, J. (1993). Bodies that Matter: On the Discursive Limits of sex. Routledge.

Butler, J. (1990). Gender Trouble. Feminism and Subversion of Identity. Routledge.

Haan, D. de, & Knoppers, A. (2020). Gendered Discourses in Coaching High-Performance Sport. International Review for the Sociology of Sport, 55(6), 631–646.

https://doi.org/10.1177%2F1012690219829692.

Duda, J. L. (2013). The Conceptual and Empirical Foundations of Empowering Coaching: Setting the Stage for the PAPA Project. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 11(4), 311–318. https://doi.org/10.1080/1612197X.2013.839414.

EU Gender Equality in Sport. (2014). Proposal for Strategic Actions 2014–2020.

https://ec.europa.eu/assets/eac/sport/events/2013/documents/20131203-gender/final-proposal-1802_en.pdf.

EU Guidelines on Dual Careers of Athletes. (2012). Recommended Policy Actions in Support of Dual Careers in High Performance Sport. http://ec.europa.eu/ sport/library/documents/dual-career-guidelines-final_en.pdf.

Grahn, K. (2014). Youth Athletes, Bodies and Gender: Gender Constructions in Textbooks Used in Coaching Education Programs in Sweden. Sport, Education and Society, 19(6), 735–751. https://doi.org/10.1080/13573322.2012.722549.

Knight, C. J., Harwood, C. G., & Sellars, P. A. (2018). Supporting Adolescent Athletes’ Dual Careers: The Role of an Athlete’s Social Support Network. Psychology of Sport and Exercise, 38, 137–147. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2018.06.007.

Ryba, T. V., Ronkainen, N. J., Douglas, K., & Aunola, K. (2021). Implications of the Identity Position for Dual Career Construction: Gendering the Pathways to (Dis) Continuation. Psychology of Sport and Exercise, 53, Article 101844.

https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2020.101844.

Ryba, T. V., Aunola, K., Kalaja, S., Selanne, H., Ronkainen, N. J., & Nurmi, J. E. (2016). A New Perspective on Adolescent Athletes’ Transition into Upper Secondary School: A Longitudinal Mixed Methods Study Protocol. Cogent Psychology, 3(1), Article 1142412. https://doi.org/10.1080/23311908.2016.1142412.

Stambulova, N. B., & Wylleman, P. (2019). Psychology of Athletes’ Dual Careers: A State-of-the-art Critical Review of the European Discourse. Psychology of Sport and Exercise, 42, 74–88. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2018.11.013.

Weedon, C. (1997). Feminist Practice and Post-Structuralist Theory (2nd ed.). Blackwell.

Wylleman, P., Reints, A., & Knop, P. de. (2013). A Developmental and Holistic Perspective on Athletic Career Development. In P. Sotiaradou, & V. de Bosscher (Eds.), Managing High Performance Sport (pp. 159–182). Routledge.

DOI: https://doi.org/10.15826/spp.2022.1.15


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.