ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ СПОРТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕННЫХ ВАРИАНТОВ СООТНОШЕНИЯ КОНСТРУКТОВ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ

Valeria Alexandrovna Sokhlikova

Аннотация


Статья посвящена проблеме достижения успешности в спорте высших достижений. Автор на основе теоретического анализа и эмпирических исследований показывает психологические причины и условия успешности, а также идентифицирует факторы риска неблагоприятного влияния на деятельность спортсмена. На основе изучения конструктов самооценки высококвалифицированных спортсменов, их притязаний и личностных особенностей автором установлено, что только оптимальный уровень согласованности параметров самооценки и притязаний приводит к успеху, а их рассогласованность – низкая самооценка и высокие неадекватные притязания – приводит к психической дезадаптации, одной из ее форм которой является диссоциативный комплекс «Триада риска», мешающий спортсменам добиваться успеха. В качестве важной исследовательской задачи автором была предпринята попытка выделить модели спортивной успешности на основе выявленных вариантов соотношения конструктов самооценки и притязаний, охватывающее разные взаимосвязи рассогласования (дивергенции) указанных измерений самооценки с личностными особенностями спортсменов. Данные, полученные в эмпирическом исследовании, подчеркивают значимость соотношения оценки себя и притязаний в качестве важных переменных успешного выступления высококвалифицированных спортсменов на соревнованиях. Данное направление исследования дополняется подробным анализом и описанием проявления личностных особенностей таких как мотивация, уровень тревожности, направленность локуса контроля с позиций успешности-неуспешности высококвалифицированных спортсменов.


Полный текст:

PDF

Литература


Dashkevich, O. V. (1981). Psikhologicheskiy analiz predmetnoy neadekvatnosti emotsionalnogo komponenta sportivnoy deyatelnosti [Psychological Analysis of the Inadequacy of the Emotional Component of Sport Activity]. In V. M. Melnikova, & O. V. Dashkevich (Eds.), Psikhologiya lichnosti i deyatelnosti sportsmena [Psychology of Personality and Activity of an Athlete] (pp. 40–50). Soyuzsportobespechenie. (In Russian).

Zhilin, S. V. (2003). Osobennosti YA-kontseptsii lichnosti sportsmenov [Peculiarities of Self-Concept of the Personality of Athletes] [PhD, Lesgaft University]. The collection of Abstracts dissertations of The Russian State Library. (In Russian).

Kuzmenko, G. A. (2017). Tekhnologiya intellektualnogo razvitiya podrostkov v detsko-yunosheskom sporte [Technology of intellectual development of teenagers in children's and youth sports]. Moscow Pedagogical State University. (In Russian).

Lozovaya, G. V. (2003). Metodologicheskie problemy izucheniya samootsenki lichnosti [Methodological Problems of Studying the Self-Assessment of the Individual]. In Ezhegodnik Rossiiskogo psikhologicheskogo obshchestva: Tom 5 [Yearbook of the Russian Psychological Society: Vol. 5] (pp. 67–70). St Petersburg University. (In Russian).

Plashko, R. V. (2001). Dinamika izmenenii nekotorykh lichnostnykh osobennostei u studentov GAFK [Dynamics of Changes in Some Personal Characteristics of Students of GAFK]. In Psikhologicheskiye osnovy pedagogicheskoy deyatelnosti [Psychological Foundations of Pedagogical Activity] (pp. 91–92). Lesgaft University. (In Russian).

Raspopova, A. S. (2016). Lichnostnye determinanty perfektsionizma v sporte: vozrastnoi aspect [Personal Determinants of Perfectionism in Sports: Age Aspect]. In Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii: Tom 1 [Resources of Athletes' Competitiveness: Theory and Practice of Implementation: Vol. 1] (pp. 203–206). Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. (In Russian).

Sokhlikova, V. A. (2020). Psikhologicheskie modeli uspeshnosti vystupleniya vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov na osnove samootsenki i urovnya prityazaniya [Psychological Models of the Success of the Performance of Highly Qualified Athletes Based on Self-Esteem and the Level of Pretension] [PhD, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism]. The Collection of Abstracts Dissertations of The Russian State Library. (In Russian).

Hofseth, E., Toering, T., Jordet, G., & Ivarsson, A. (2017). Self-evaluation of Skills and Performance Level in Youth Elite Soccer: Are Positive Self-Evaluations Always Positive? Sport, Exercise, and Performance Psychology, 6(4), 370–383.

Koivulaa, N., Hassménab, P., Fallby, J. (2002). Self-esteem and perfectionism in elite athletes: effects on competitive anxiety and self-confidence. Personality and Individual Differences, 32(5), 865–875. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(01)00092-7.

Matmask, E. A., & Ozrudi, M. F. (2019). Survey of Self-esteem among Successful and Unsuccessful Student Athletes and this Relationship by Achievement Motivation. Аsian Exercise and Sport Science Journal, 3(1), 2588–4832.

Nideffer, R. M., & Sagal, M. S. (2001). Assessment in Sport Psychology. Fitness Information Technology.

Sokhlikova, V. A., & Romanina, E. V. (2018). Divergence of the self-assessment and level of aspirations as important variable of the successful performance at competitions. Sport psychologist, 4(51), 8–12.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.